Свежие истории от 23 февраля 2010
История про таксиста напомнила. В нашем городе, как и во многих других есть МЖК — молодежные жилые комплкесы. Было такое движение молодых бесквартирных в конце 80-х — сами себе дома строили. Приятельница моя в таком и жила — муж у нее в свое время там квартиру построил для семьи — как еще младшему научному сотруднику из общаги было выбраться.
Нужно ей было от вокзала до дому доехать — сняла она такси. Села, и на вопрос "Куда едем? " ответила "К МЖК". Ну едут, только таксист на нее странновато так поглядывает. Отъехав от вокзала квртала четыре, он ее спрашивает "Так куда едем-то? "Она ему опять "К МЖК". Видит — взгляд у него... мягко говоря странный. Она уточнила "Ну ресторан там еще —
Мурена, на первом этаже". У мужика лицо прояснело, газку прибавил и ей говорит:
— Ну вот, другое дело. А то я смотрю — женщина вроде приличная, а ехать хочет по мужикам
Мужу она рассказывать не стала...
* * *
Смотрю по телеку Олимпиаду. В комнату входит моя пожилая мать, которую это зрелище оставляет совершенно равнодушным, и тут раздается истерически-восторженный возглас комментатора:
— Наши лыжники подарили нашей стране золотую и серебряную медали!
Привыкший к идиотским штампам спортивной журналистики, я эти слова пропускаю мимо ушей, а вот мать, которая за всю свою долгую жизнь от нашего государства ничего хорошего не видела, всерьез расстраивается и сокрушенно качает головой:
— И какого рожна эти ребятки все стране да стране свои медальки дарят, уж лучше б себе оставили…
В серии ЖЗЛ вышла биография Ленина. Автор — Роберт Пейн, книга написана в 1964 г. Отлично. Читаю про дедушку Ленина — на голове волосы шевелятся... Причем никаким особым антикоммунизмом автор не страдает, а так — излагает факты, версии, приводит источники... Как если бы речь шла о любом другом большом историческом деятеле. Но для
нас-то! Рожденные в
СССР! Никакой он не был "любой", наш Ильич!
Читаю. Подходит дочка, дочке — 7 лет.
— Папа! Давай поиграем! Папа! Давай поборемся! Папа!
Пытаюсь читать, ребенок упорно добивается своего.
— Ладно, — говорю. — Сейчас.
Поднимаю книгу, показываю обложку (всем, без исключения всем НАМ известная фотография — огромный лоб, умные добрые усталые глаза...) Спрашиваю:
— Знаешь, кто это?
Ребенок бросает взгляд на обложку и отвествует:
— Ленин!
Стоп. Приехали. Перед глазами проносится вся моя жизнь. Октябренок.
Пионер. Комсомолец. Слава богу, все. Но и этого хватило. Но — дочка,
2003 года рождения?!? Откуда? В семье исключено. Телевизор не смотрим.
Бабушка? Нет. Школа? Школа частная французская. Про Шарля де Голля им наверно расскажут раньше чем про Ильича, но это будет лет через пять, нес-па? Все это за секунду проносится в мозгу. Слегка напряженно выдаю:
— Откуда ты знаешь?
— Да вот написано!
...
Папа совершенно упустил, что ребенок научился бегло читать и для него не составляет труда сопоставить название книги с изображением лысого человека с добрыми глазами и высоким лбом...
* * *
* * *
* * *
— Саша, с тебя 300 р. Ольге отдашь.
— За что?
— На днюху чью-то скидываемся
— Я те по секрету скажу... Это моя днюха
* * *
И опять в продолжение историй про всякие низкотемпературные хладагенты... В середине 80-х мне довелось работать на радиозаводе, наш участок КИП и автоматики находился рядом с большим "предбанником" возле основного цеха. В этом помещении всегда стояли танки с жидким азотом и там же его разливали по дьюарам поменьше. У наших работяг жидкий
азот пользовался спросом, ибо с его помощью было очень удобно охлаждать разведённый технический спирт, коего на заводе было предостаточно. Как известно, спирт смешивается с водой с выделением тепла, и пить теплую как бы водку было не слишком приятно. Посему бралась небольшая кастрюля, у разливающих азот выпрашивался литр-другой этой ужасно холодной (-196 градусов) жидкости, и в кастрюлю на несколько минут или даже секунд погружался чайник с напитком. И вот однажды в момент опускания чайника в кастюлю на участок с воплями вбежал кто-то из КИПовцев — где-то загорелся шкаф с контрольным оборудованием, работницы основного цеха в панике, и вообще — всем срочно бежать и устранять! Ну и побежали...
Когда про спирт вспомнили, кастрюля уже выкипела полностью, а в чайнике фигурировала глыбка твёрдого, как камень, льда. Мучения участников драмы трудно было описать — вот он, вожделенный продукт — но видит око, да зуб неймёт, даже лизнуть лёд при такой температуре нельзя. После этого старые работяги стали относится к идеям научно-технического прогресса сугубо отрицательно и на все попытки молодёжи охлаждать по-научному отвечали угрюмо-матерно в духе "Наохлаждались уже... "
* * *
Навеяло рассказами о преподавателях.
Учился я во времена славные советские в одном из многочисленных военных училищ. Учился на инженера энергетика. И зачем то наше мудрое начальство решило что ну обязательно инженерам энергетикам нужна Теоретическая механика, ну вот нужна и все! И ввело полный курс данной не веселой предметины с
последующей сдачей экзамена. Наш преподаватель надо отдать ему должное понимал бесперспективность своей задачи и старался давать нам то, что может пригодиться в реальной жизни: типа расчета прочности опор мостов и разного рода конструкций на вопрос их устойчивости (спасибо отдельное ой как пригодилось на горных курортах, только правда наоборот). Но в общем-то к предмету рассказа.
Будучи человеком не просто умным а скорее Мудрым он давал массу различных ассоциаций для облегчения понимания. Запомнилась одна из них на всю жизнь.
Рассказывая о способах посадок, а там два основных — с зазором и с натягом... Так вот пример был прост и нагляден. Привожу примерно его речь:
— Курсанты! В жизни вашей все же лучше с посадка с "натягом", в этом случае вы получаете не только большее удовольствие, но и надежду на то, что место посадки еще не разработано предшествующими и можно строить какие то дальнейшие планы, в то время как посадка с зазором говорит о большом сроке эксплуатации места посадки и должно наводить вас на мысль, что не вами это сделано, не вами!. В механике же эти два способа применяются без подобных мыслей, а только лишь по условиям технических заданий.
Прошло много лет, механика забыта напрочь, но допуски и натяги помню до сих пор...
Спасибо вам, преподаватели кафедры механики, училища, которого уж нет...
И еще про азот.
Сперва небольшое отступление. Давным-давно, когда знаменитый ученый Петр
Леонидович Капица работал в Кембридже, туда приехал не менее знаменитый
Роберт Вуд. Накануне этого визита к Капице подошел его шеф - тоже легендарный — Эрнест Резерфорд и попросил организовать небольшое шоу.
Дело в том, что
Вуд очень любил эффектные демонстрации и сам был большим мастером таких эффектов. Капица тоже любил, чтобы что-то засверкало или бабахнуло, поэтому такая просьба Резерфорда была вполне естественной.
Капица придумал такую демонстрацию: он в бокал установил стеклянные палочки (или трубочки — я точно не знаю), и когда в присутствии Вуда он налил в бокал жидкий кислород, то эти палочки с шумом вылетели из бокала. Вуд зааплодировал, и, вдруг, схватив этот бокал, выпил оттуда жидкий кислород. Все вокруг офигели. А Вуд расхохотался и выплюнул этот кислород, который он несколько секунд держал во рту. Аплодировали все!
Эффект основан на том, что капля жидкого азота или кислорода начиная кипеть, покрывается пленкой паров, теплопроводность которых намного ниже, чем у жидкости, поэтому теплообмен уменьшается, и такой опыт — относительно безопасен. Иллюстрация этого — капля воды, пролитой на раскаленную сковородку долго не испаряется, катаясь и шипя. Если же сковородку разогреть несильно, то капля быстро высыхает.
Так вот, у нас в лаборатории был один научный сотрудник по имени Баграт, который всем демонстрировал этот опыт. Демонстрации происходили до тех пор, пока один из техников из соседней лаборатории, ставший свидетелем опыта, не "срезал" его, сказав:
— Баграт! Что ты всякую херню пьешь?
Пойдем ко мне! Я тебе лучше спирта налью!
Больше Баграт азот не "пил".
ЗЫ. Пытаться повторить эту демонстрацию я не советую! Отхлебывание криогенных жидкостей требует большой осторожности! Если случайно проглотить, то язва гарантирована.
* * *
* * *